Брак является добровольным, свободным в своем выборе, осознанным союзом между мужчиной и женщиной. Он скреплен обещанием неизменной верности на всю жизнь. Это суверенный завет двух возрожденных христиан, направленный по своей природе ко благу супругов и несущий в себе стремление иметь благочестивое потомство, воспитанное в христианской вере.
Мы веруем, что Брак:
1. Установлен Богом (Бытие 1:27-28; 2:18; 2:23-24)
Как только мужчина и женщина вышли из рук Создателя, в их природу было вписано призвание к браку. Бог, Который Сам есть Любовь, сотворил из нее человека. Он даровал этой любви собственные законы и призвал их исполнить. Основные принципы брака и семейной жизни по сути такие же ясные и гармоничные, как и Божьи заветы, данные нам в Священном Писании. Бог, благословив первую брачную пару, тем самым положил начало человеческому роду. Первоначальный замысел Божий заключается в нерушимом единство двух жизней: "Так что они уже не двое, а одна плоть" (Евангелие от Матфея 19:6).
2. Признан Иисусом Христом (Евангелие от Матфея 19:4-6) и Святыми Апостолами (1-е Коринфянам 7:2)
В словах Спасителя (Евангелие от Матфея 19:5-6) христианский брак достиг полноты совершенства и получил подтверждение своего высокого предназначения. Являясь образом таинственного союза Христа с Церковью, он называется великой тайной (К Ефесянам 5:32). Апостол Павел много говорит к церквям об истинных ценностях брачного завета. Он рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие, и именно поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Священное Писание от начала и до конца говорит о браке и его тайне, о смысле, которым Бог его наделил, о его происхождении и целях, о его трудностях, вытекающих из греха, и о его обновлении "в Господе" (1-е Коринфянам 7:39), о новом союзе Христа и Церкви. Христианский брак это прежде всего соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни.
3. По воле Божьей должен быть построен между одним мужчиной и одной женщиной и основан на абсолютной верности друг другу (1-е Коринфянам 7:2; 6:16; К Евреям 13:4)
Сотворив первого человека, Бог изначально дал ему одну жену, так как только в моногамии возможно полное проявление взаимной близости. В замысле Божьем о человеке только двое достигают той полноты и гармонии, при которых две жизни сливаются в одну. Но нравственное отношение к единству брака было разрушено грехопадением Адама и Евы. Несмотря на то, что в ветхозаветные времена многоженство не осуждалось открыто, уже тогда Закон, данный Моисею, стремился защитить женщину от порабощения. Но в Новом Завете слова Иисуса подтверждают, что эти законы были связаны только лишь с людским жестокосердием (Евангелие от Матфея 19:8). Апостол Павел увещевает, чтобы каждый имел своего мужа и свою жену, во избежание блуда, и призывает содержать отношения в браке в чистоте и непорочности. Супружеская любовь по своей природе требует от супругов нерушимой верности.
4. Является нерасторжимым вечным единством супругов (Евангелие от Матфея 19:6; 1-е Коринфянам 7:10) и основан на Завете друг с другом перед Богом
Уникальные обязательства брачных отношений включают в себя библейские принципы доверия, завета, выбора, моногамии, любви и неразрывности брака. Супружеские узы были установлены Самим Богом. Он Сам захотел соединить мужчину и женщину в священный и долгосрочный союз, поэтому одобренный и завершенный брак между супругами не может быть расторгнут. Бог - сторонник пожизненного брака. Мы почитаем божественную истину, если с уважением относимся к неразрывности брака согласно Божьему плану. Сотворивший мужчину и женщину сказал им: да будут два одной плотью. Человека с его собственной плотью может разделить только смерть, поэтому и написано, что только смерть может расторгнуть супружеские узы.
В ветхозаветной практике разводов часто нарушался закон о священности брачных уз, установленный в Едеме. Но удивительный факт заключается в том, что в Ветхом Завете развод допускается, позволяется, но никогда не предписывается и не одобряется Господом. Также нигде не описывается никакое законодательство, поддерживающее развод! Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Эти обстоятельства, на которые указал Иисус, в Ветхом Завете карались смертью. За всю историю Церкви развод в среде христиан понимался как серьезный грех, несущий в себе тяжелые последствия, причиняя боль и глубокие раны, прежде всего супругам. Кроме того, дети в семье находятся под покровом родителей и на их попечении. В связи с разводом все это рушится, приходят страдания, имеющие в дальнейшем негативные последствия. Иногда встречаются такие ситуации в семьях, которые обнажают причины противоречий супругов. Жить в таких обстоятельствах вместе становится трудно, а иногда просто не возможно. Церковь, исключая развод, может допустить раздельное проживание супругов на время молитвенной и душе попечительской практики, при этом продолжая считать их супругами. Лучшим решением в такой ситуации является примирение сторон и восстановление семьи.
5. Оформляется гражданским актом, по законам страны (К Римлянам 7:2-3; 1-е Петра 2:13), а в Церкви, будучи Божиим установлением, получает благословение через наставление в Слове Божием и молитву (Бытие 1:22)
В Социальной Концепции читаем:
Х.2. «Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его, исходя из свидетельств Священного Писания». Юридический элемент брака важен, но не может быть поставлен в основание отношений, т.к. никакие юридические определения не могут охватить сложности семейных отношений, где преобладает нравственный элемент. Таким образом, с понятием о браке неразрывно связано понятие о долге, самопожертвовании, взаимопонимании и взятии обоюдной ответственности мужа и жены. Недаром благосостояние личности и человеческого общества тесно связано с благополучными условиями супружеского и семейного союза. Несмотря на многочисленные изменения, которым брак подвергался в течение веков в разных культурах, социальных структурах и духовных укладах, он не является чисто человеческим институтом. Во всех культурах существует некое сознание величия брачного союза, хотя и не везде достоинство института брака проявляется с одинаковой ясностью. Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода. В первую очередь он олицетворяет вечное единение супругов друг с другом во Христе и является прообразом Нового Завета, в котором Христос навсегда соединился с Церковью. Для христиан важно запечатлеть христианский брак церковным благословением. Это означает согласие мужа и жены подарить друг другу собственные жизни и стать "одной плотью" во Христе. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Благословение и освящение брачного союза ограждает семью от влияния греха, злоупотреблений и различных искажений мира.
6. Допускается повторно, согласно Слову Божьему, в случае смерти одного из супругов (1-е Коринфянам 7:39) или в случае прелюбодеяния или злоумышленного оставления семьи одним из супругов (Евангелие от Матфея 5:32; 19:9; 1-е Коринфянам 7:15)
В современном обществе сильно подорван авторитет брака и расшатаны библейские устои семьи. Многие христиане, пытаясь решить сложные проблемы взаимоотношений между мужем и женой, прибегают к самому быстрому и простому (с их точки зрения) методу решения вопроса: разводу. Еще до начала ХХ века развод являлся редчайшим прецедентом и исключительным событием, сегодня же повторные браки в христианской среде, к сожалению зачастую уже не вызывают удивления. Церковью развод всегда рассматривается как нарушение Божьих принципов и установлений о священности брачного завета, но есть две причины, при которых повторный брак возможен, и будет ею признан:
- Повторно может вступить в брак вдова или вдовец, т.к. апостол Павел говорит, что смерть одного из супругов, по факту, является расторжением брачных уз, и в подобном случае, оставшемуся супругу позволительно повторно вступить в брак (К Римлянам 7:1-3; 1-е Коринфянам 7:39).
- Второй причиной, на которую Иисус указал как на единственно исключительную, является неверность одного из супругов. (Евангелие от Матфея 5:31-32; 19:3,8,9). Указывая фарисеям на божественный замысел о браке, который был установлен «от начала» (Евангелие от Матфея 19:8), Иисус не отошел от закона, в котором прелюбодеяние являлось смертным грехом. При этом церковь считает, что развод и повторный брак в таком случае возможен, но не должен быть обязательным действием. Сердечное осмысленное покаяние виновной стороны и прощение другой, делает возможным полноценное восстановление брака, и это лучший выход, так как он несет в себе Евангельский дух милосердия и прощения.
Есть еще одна особая ситуация, которую упоминает апостол Павел в 1-е Коринфянам 7:15, когда неверующая сторона, по собственной инициативе оставляет верующую по причине её/его религиозных убеждений. В 1-е Коринфянам 7:12-14 он призывает верующих хранить брачный союз в чистоте и не разрушать его, даже если одна из сторон не разделяет убеждения второго супруга. При этом Апостол допускает, что неверующий в таком браке вправе сделать свой выбор, освободив тем самым от обязательств верующего супруга. В таких ситуациях также возможен повторный брак, т.к. верующий супруг уже не связан узами брака.
7. Строится на основании любви, взаимного согласия и уважения по принципу равенства мужчины и женщины в статусе (т.к. они равносотворённые Богом носители Его образа) и разности в ролях: муж - глава, жена – помощник ему (Бытие 1:27; 2:18; 1-е Коринфянам 11:3)
Мужчина и женщина в равной степени являются носителями Божьего образа и сотворены Господом для целостного соединения друг с другом в любви. Они создают гармоничный баланс двух различных образов существования человечества, дополняя друг друга, и поэтому особенно нуждаются во взаимном общении. Они видят друг в друге и сходства, и различия, но при этом несут совместную ответственность, за тот мир, в котором Господь дал им власть (Бытие 1:28-30). При создании женщины Бог изначально определил ей роль помощницы, и в Новом Завете, устанавливая главенство в семье, эту роль подчеркивает апостол Павел. При этом он говорит, что отношения между супругами должны быть особыми: муж, как Христос, заботится о жене и любит ее, а жена повинуется мужу и почитает его, как Церковь – Христа (1-е Коринфянам 11:3). Апостол Петр повелевает мужчинам обращаться «благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни» (1-е Петра 3:7)..
Вступая в брак, мужчина и женщина принимают друг перед другом совершенно уникальные обязательства, каких они не будут иметь больше по отношению к кому бы то ни было. Согласие, которым супруги взаимно отдают себя друг другу и принимают друг друга, запечатлено Самим Богом, поэтому подлинная супружеская любовь включается в любовь Божественную. И эта Божественная любовь наполняет брак удивительным наслаждением в моменты самой сокровенной близости между супругами. Стихи из Песни Песней и Притчи 5:18-19 в Священном Писании особенно передают эту трогательную романтику любовных отношений. Настоящая любовь призвана дарить, она возвышает чувства и стремится радовать. Такая любовь между супругами освящает брак и прославляет Господа. Истинное единство христианской семьи супруги могут создать, только тогда, когда их духовно соединяет общая вера в Иисуса Христа.
8. Предназначен Богом для рождения и воспитания благословенного потомства. Мы верим, что дети – награда от Господа, родители несут ответственность за научение их порядку, труду, дружелюбию, послушанию со всякой честностью, согласно Священному Писанию и законам государства (Псалтирь 126:3; К Ефесянам 6:4; 1-е Тимофея 3:4)
Из Писания следует, что изначально Господь благословил союз мужчины и женщины словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю….» (Бытие 1:28). Самая первая семья на земле сразу же становится средством продолжения и умножения человеческого рода. Рождение и воспитание детей это истинное Божье благословение. Псалмопевец говорит, что дети – награда и наследие от Господа (Псалтирь 126:3). С момента зачатия жизнь ребенка является для Бога несравненной ценностью, и еще не рожденное дитя является личностью, которую знает Бог (Псалтирь 138:13-16). Горячее желание истинной христианской семьи давать жизнь своим детям является подражанием Творцу. Стремление стать родителями и разделять эту радость друг с другом естественно для двух переполненных любовью людей. Родители должны быть для детей воплощением заботы и доброты, ведь именно из этих отношений складываются первые познания о Господе и представления о Его бесконечной любви. Воспитание детей в Господе, прежде всего своим примером, является главной целью родителей (К Ефесянам 6:4), ведь дети – это не только дар Божий, но еще и великая привилегия и ответственность за них перед Господом.
9. Не допускает никаких добрачных связей, сексуальные отношения до брака категорически запрещены Священным Писанием (Второзаконие 22:20,21; К Евреям 13:4, 1-е Фессалоникийцам 4:3-5 )
В христианском браке большое значение придается отношениям, предшествующим заключению завета. В добрачный период важно, чтобы жених и невеста прошли индивидуальную школу отношений, без примеси страсти и вседозволенности, т.к. это мешает объективно оценить личность будущего супруга. Добрачные связи запрещаются Библией, так как они преждевременны, не имеют настоящего смысла и начинать совместную жизнь с таких отношений губительно для будущей семьи. В добрачном сожительстве двух молодых людей нет посвящения друг другу, нет никаких обязательств, взятых осознанно и на всю жизнь, нет доверия и твердых основ, на которых строится семья. В любое время эти люди могут разойтись, нанеся друг другу глубокие раны и оставив разочарование от неправильных отношений. Греховный мир извращает прекрасное чувство любви и ценности брака, поэтому так важно для молодых людей определиться в самом начале пути: будут ли их отношения опираться на библейские принципы или принципы современного мира. Ведь самым главным основанием для христианской семьи является Иисус (1-е Коринфянам 3:11) и очень важно, чтобы Его духовное присутствие наполняло взаимоотношения и придавало им особый смысл. Чистота и непорочность добрачных отношений должны стать предвестниками глубокой и искренней любви.
10. Не может заключаться между близкими родственниками (Левит 18:5-17)
Браки между близкими родственниками запрещены во всех цивилизованных странах и осуждаются во многих культурах мира. Наличие близкого родства является серьезным препятствие к браку и именуется инцестом, или кровосмешением. Это объясняется рядом физиологических и моральных причин. В истории зафиксировано немало примеров неблагоприятного влияния родственных браков на потомство. Большое количество наследственных аномалий, появление на свет нежизнеспособных детей, умственное и физическое вырождение членов аристократических семей становились печальным следствием в королевских и монархических династиях. Христианская Церковь также запрещает браки между родственниками на основании Священного Писания. В Левите 18:6-18 сказано, что Бог запрещает вступать в брак с ближайшими родственниками: с матерью или отцом, с полнородными и неполнородными (сводными) братьями и сёстрами, с внуками, с родными тётями и дядями, с супругами своих детей, с супругами своих родных братьев-сестер, а также между усыновителями и усыновлёнными. Во Второзаконии 27:20, 22, 23 Господь ясно говорит о проклятии близкородственных взаимоотношений. Несмотря на то, что в Библии нет прямого запрета на брак между двоюродными или троюродными братьями и сестрами и формально такие браки не запрещены законодательством нашей страны, тем не менее, в современном обществе такие союзы не приняты.
Узнать больше о семье и браке можно на нашем портале
Отдел семьи и брака Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников направлен на укрепление института семьи и брака в свете Библейского учения и христианских ценностей. Целью проекта является помощь семьям в решении трудных ситуаций и предоставление возможности через портал «Территория завета» пользоваться и делиться тематическими материалами. Портал «Территория завета» является информационно-обучающим общероссийским проектом.