пастор Юрий Иванов
Говорить об этом сегодня особо уместно, потому что когда мы празднуем Пасху, мы вспоминаем самую великую жертву. Жертву, благодаря которой мы обрели спасение. Великая жертва, и другой уже не будет, и другую уже не примет Господь. Этой жертвы достаточно для того, чтобы мы имели спасение, обрели благословение, для того, чтобы мы были щедры и богаты на всякое доброе дело, для того, чтобы мы были другими людьми, созданными по образу и подобию Божьему, похожими на Христа. Но в этом есть определенный труд для нас, и наш труд тоже связан с определенными жертвами, которые мы можем принести, а можем и не принести.
Когда мы вспоминаем фразу которую хорошо знаем наизусть Иоанна 3:16, и детей учим «Ибо так возлюбил Бог мир…», часто мы не замечаем, что в этой в этой фразе есть цена – «Ибо так возлюбил…, что отдал…». Жертва определяет степень любви, жертва определяет искренность твоей любви. И Бог показал этот пример любви и жертвы. Возлюбив нас, Он отодвинул назад все наши достоинства и недостатки. Он возлюбил и подарил нам милость Свою, чтобы избавить от гибели : «Ибо так возлюбил…, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Сегодня, когда мы говорим о нашей любви к Богу, мы должны не просто говорить о своих внутренних каких-то чувствованиях, т.к. они бывают переменчивыми, они бывают обманчивыми, они, бывает, зависят от погоды, от настроений, от обстановки, и в один момент можно действительно расплавиться сердцем и говорить: «Господи, я Тебя люблю», можно спеть красивые псалмы, прочитать не менее трогательные стихи. Но Бог видит сердце, Он знает цену этим словам, Он знает цену этим поступкам. Он знает цену, которую ты платишь или которую ты удерживаешь. И когда говоришь высокие фразы, и когда признаешься Ему в любви, Бог знает цену этим словам. Именно наша жертвенность определяет, насколько мы любим Господа, только жертвенностью определяется цена нашей любви, никак по-другому, как и у самого Бога.
Написано, что Он возлюбил нас, не вменяя наших грехов и преступлений. Бог сделал это, доказывая Свою любовь, т.к. отдал Сына Своего Единородного, когда мы были еще грешниками, когда мы были недостойны Его и делали противное Богу, но Он явил нам Свою любовь.
Иногда наша любовь не безусловна, она старается посчитать все эти условности, все плюсы, все минусы, все выгоды или все лишения. Что тогда это? Та ли это любовь, о которой говорил Господь? Или это холодный расчет, или это поиск выгоды, или это некий способ показаться другим – что ты любишь, что ты веришь, что ты стремишься, что ты - достойный уважения и благословения человек. Именно жертва – твоя, моя лично – определяет нашу искренность и истинность того о чем мы говорим. Иногда, когда мы забываем об этом и перестаем отдавать в этом отчет пред Господом, перед самим собой, наши поступки могут превратиться в некую рутинную религиозную форму. И тогда, когда мы будем встречать Господа, возможно, мы услышим некоторые неприятные слова в наш адрес – «лицемеры».
Сегодня уместно, прежде чем мы подойдем к празднованию великой жертвы Иисуса Христа, поразмышлять о том, насколько оказались мы искренни в своей вере. Потому что мы пользуемся Его благодатью, т.к. жертва принесена и ничего обратить назад невозможно. Эта жертва – милость и благодать, любовь Бога, которая простирается сегодня ко всякому из нас. Сегодня уместно, подойти к пониманию своего достоинства и к пониманию искренности своей веры. Потому что у нас есть время рассудить и есть время еще исправить какие-то наши жизненные ошибки.
Мы знаем, что такой выбор был у Бога– принести одну единственную жертву, и такую чтобы ее было достаточно. Но всю историю жизни человечества и отношений, Бог старался показать ценность этих жертв. Обратившись к Писанию, к этому опыту жизни, мы получаем многогранный взгляд со всех сторон на смысл жертвы, на ее чистоту или, наоборот, на ее нечестие. Бывали жертвы, которые Бог принимал, а бывали, которые Он не принимал. Сегодня наш современный взгляд на вещи, в некотором смысле, сеет соблазн – нам кажется, что любая наша жертва будет удовлетворять Бога. Любая ли? Кто нам ответит на этот вопрос.
Когда мы такие ценящие себя люди, любящие себя, довольные собой, мы всегда стоим в таком положении – что если мы кому-то чего-то даем, даже самую малость, мы ждем некой похвалы в свой адрес. Иногда эта похвала не звучит, и мы тогда меняем свою жизненную позицию, и тогда там, где мы кому-то давали, можем совершенно спокойно не давать, и совесть наша будет спокойна, и мы будем говорить, что мы не расточаем свое богатство среди тех, кто не благодарен. Мы любим похвалу, мы любим заслуги, мы любим, это есть внутренняя некая наша потребность, мы как все. Когда у нас есть такое отношение к жизни, и мы не пытаемся дать этому оценку, нам кажется, что мы в прицепи хорошие люди, и можем что-то делать доброго. Мы можем даже руководствоваться словами из Писания: «благотворящий нищему дает взаймы Господу, и Он воздаст ему». Можно иметь разные мотивы своей добродетели и жертвенности, и найдя в Слове Божьем некоторое обетование, можно рассчитывать, что Бог у тебя побудет в должниках. И ты идешь, даешь нищему, вспоминая это место Писания, и чувствуешь себя на какой-то высоте, и ты чувствуешь, что в следующий раз, когда ты обратишься к Богу, Он должен будет тебе. Вроде бы как Бог связал Себя этими обязательствами. Но Бог – мудрый сердцеведец, Он знает мотивы наших поступков, Он знает, что мы ищем воздаяния за эти поступки. И когда лицемеры фарисеи искали воздаяния от народа, чтобы люди их видели и хвалили, Писание говорит – все, они получили свою награду, пусть такой человек не думает что-то получить от Господа. Когда они ищут похвалы от людей – они получают. И пусть успокоятся, и больше у них ничего не будет. (Матфея 6:2-16)
Бог всегда смотрит на мотивы сердца. Что для нас добродетель, что для нас жертвенность? Если для тебя это вроде, как сделать какое-то выгодное вложение, чтобы Бог должен был воздать тебе. Когда людей мотивируют отдавать пожертвования, обещая «тебе воздастся в 30, 60, 100 крат», что воспитывают в человеке? Какую торговлю устраивают в церкви? Кто-то задумывался? Притча вообще о Слове – когда оно сеется и когда возвращается. Но кому-то стало выгодным все это перевернуть в деньги, в корысть. И поэтому, сегодня есть неправильные суждения, и поэтому формируется такое отношение к жизни и окружающим, к Богу. Человек не замечает, что он гордыней своей озабочен, ищет выгоды и похвалы. И всякий раз, что-то отделяя от себя, чем-то жертвуя, он считает, что он сделал подвиг.
Что говорит Писание о том, какие жертвы принимает Бог, а какие не принимает? На какие Он говорит – «это мерзость, не нужно ее делать».
Второзаконие 17:1 – «Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего». Вот нам кажется – мелочь. Мы забываем смотреть в Библию, как Бог относится к тому, что мы делаем. Вот мы собираемся сюда на собрание – это тоже определенная жертва - мы жертвуем временем, мы жертвуем какими- то выходными днями, может быть какими-то важными делами. Мы что-то стараемся делать. Мы приносим жертву хвалы, «плод уст, прославляющих Господа». Мы стараемся, у нас даже получается. Но если взять аналогии – Бог говорит, что если человек будет приносить жертву, которая будет худая, хромая, слепая, если на этой жертве будет порок, то Бог расценивает это как плевок в лицо, это мерзость для Господа. А нам кажется, что это наша жертва, на наш взгляд, это усилие наше, это средство наше, это время наше… Но не всегда наши суждения могут быть адекватны Божьему взгляду. Откуда мы берем для себя такое мнение? От нашей безрассудности, от того, что мало смотрим в Писание, а смотрим по сторонам, на других людей. И когда нам кажется, что у нас получается лучше, чем у того другого, нам кажется, что мы заслужили особую похвалу пред Господом. А когда мы обращаем свой взор в Писание, мы видим – Бог старался сформировать наше отношение к тому, что связано с Ним. И Он говорит: «пусть на ваш взгляд это и жертва, но для Меня это мерзость». Представляете как резко. А мы с этой стороны, может, и не рассматривали никогда, а мы, может, удовлетворялись тем, что мы приносим Господу. Знаете, что после этого происходит? Есть еще немало таких слов, когда Бог говорит, «проклят всякий, кто дело Божье делает небрежно». Откуда это все берется? От заповедей. Откуда берутся проклятья в нашу жизнь? От нашего пренебрежения заповедями, от нашего неправедного отношения. Бог замечал эти вещи, и Он посылал пророков для того, чтобы открыть людям глаза на эти вещи.
Левит 19:5 – «Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение». То есть человек должен понимать, что с тем, как он поступает, с тем, как он жертвует, насколько искренни и чисты его мотивы - это приобретет благоволение Бога или нет. Левит 22:19-20 - «чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз; никакого животного, на котором есть порок, не приносите, ибо это не приобретет вам благоволения». Это отношение и к жертве, и к жизни – «и так сойдет», к Богу применять нельзя. Опыт библейской истории нам показывает, что люди попытались жить таким форматом, люди дерзали жить таким образом, пренебрегая божьими заповедями, и забывали, что от этого зависит благоволение Божье к ним.
Сегодня, когда мы живем во время благодати, которая исходит от Господа, иногда нам не хватает четкости представления, с кем мы вообще имеем дело. У нас Бог как та золотая рыбка порой, на побегушках. Мы попросили корыто, Господь дал, мы следом другой заказ Ему уже отсылаем. Когда Бог только на заказах работает, в конце какого-нибудь очередного заказа уже окажется, что ты совсем не понимаешь, с Кем ты имеешь дело. И порой, когда сами так поступаем с Богом, мы не замечаем, но стоит кого-то увидеть, кто так поступает в отношении нас, то мы готовы уже ему воздать. А мы должны быть внимательны к себе, мы должны адекватно оценивать свое положение. Иногда необходимо оценить ту жертву, которую ты несешь, насколько она сегодня славит Бога, а может быть, Бог скажет – мне надоела твоя мерзость, когда ты уже научишься оценивать, и когда ты поправишь то, что реально можешь поправить?
Откуда у человека берутся проклятия в жизни?
Малахия 1:13-14 – «Притом говорите: "вот сколько труда!" и пренебрегаете жертвой, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов». Бог напоминает о Своем статусе Царя царей, Бога богов, которого никому не позволено уничижать. И всякое такое уничижение обязательно обернется проклятием в нашу жизнь, такая закономерность.
А что мы имеем в Новом Завете? Евреям 13:15-16 – «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Тоже заповеди о жертвах. Время дать оценку нашей жертвы, нашего послушания. Когда мы будем праздновать Пасху и радоваться тому, что жертва Его спасла нас и изменила все в нашей жизни, и сделала нас народом святым, избранным, взятым в удел уместно дать оценку своей жертвенной жизни. Насколько она окажется Господом принятой, и насколько она способна вызывать у Бога благоволение? Потому что даже наши дети, иногда, способны не благоволение у нас вызывать, а чувства растерянности, неудовлетворенности, ужаса. Есть некоторые поступки, которые точно не приносят нам радости, а как-то огорчают нас. У Бога есть повеление – «делайте это так, чтобы то, что вы делаете, вызывало у Бога благоволение», то есть желание благословить тебя. Чтобы твоя жизнь, твои поступки, твоя жертвенность не стала мерзостью, не стала Богу противной, чтобы она не унизил а Бога, не уничижила Бога, чтобы она не вызывала проклятия в твою жизнь.
Вот история самой первой жертвы, история Авеля и Каина. Тогда еще не было никаких жертв. Эти первые два человека, которые пережили в своей жизни отношение Бога к тому, что они делают.
Бытие 4:1 – «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
Поступки человека влекут в жизнь человека или благословение или проклятие. Адам, который согрешил пред Богом, получил некое возмездие. Бог его изгнал из сада. Бог сказал: будет проклята земля за тебя, она тебе вырастит и волчцы и тернии. Посмотрим, какое положение у двоих братьев. Поскольку земля была проклята, а Каин был земледелец, то, наверное, ему приходилось нелегко, трудно возделывать землю, которая проклята, трудно получать результат оттуда, где много проблем, и может нужно очень постараться, потрудиться, для того, чтобы было хоть что-нибудь. История показывает, что эти два брата однажды предстали пред Богом, и каждый предстал со своим. Мы можем только предполагать, какие мысли были у одного и у другого, и почему так произошло, как произошло. В Библии написано: Евреям 11:4 – «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще». Здесь нам открывается некоторый смысл. Одна и другая жертва были разными. У Авеля была лучше жертва, нежели у Каина. Нам стоит поразмышлять над этим. Мы говорим, что то, что мы кушаем от земли, не сравнится с тем, что называется «мясо». По каким параметрам Бог оценивает жертву? По мясу ли, по его свежести? Бог говорит: «не приносите что-нибудь такое, что будет хоть чуть-чуть с пороком, хоть чуть-чуть нечистое». Написано, что Авель принес лучшую жертву, чем Каин. Можно вывод такой сделать, что раз эта жертва была лучше, чем у Каина, Авель постарался взять некую лучшую свою овцу, из первородного, он что-то сделал для того, чтобы эта жертва показалась Богу лучшей. Его некоторый взгляд на жизнь отличался от того, что был у Каина. Его жертва вызвала благоволение у Бога, а жертва Каина не вызвала благоволения у Бога. Почему? Потому, что если мы следим за тем, какой разговор произошел у Бога с Каином, оказывается, вскрывается некоторое лукавство, которое было в сердце у Каина. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился?». Знаете, когда уместно это спросить? Когда человек сам понимает, что он что-то сделал не то. Бог говорит: «а что ты хотел? Ты принес то, за что и получаешь сегодня награду». Написано: «Бог с искренним поступает искренно, а с лукавым по лукавству его». От чего ты огорчился? Если ты доброе делал, то не поднимаешь ли лица? А если ты злое делал, то у дверей грех лежит. Почему ты огорчился, что Я принял его жертву? Ты же знаешь почему… Ты подумал, что « и так сойдет»? Даже если твой труд был тяжел, даже если тебе пришлось очень серьезно работать. Даже если положение твое сегодня отличается от положения твоего брата, ты будешь лично отвечать за свою жертву.
Сегодня, иногда к нам приходят неправедные мысли – мы считаем, что одни более успешны, нежели другие. Иногда наша жертва оказывается непринятой Богом только потому, что мы считали себя и свое положение более ущербным, нежели у другого, и мы считали, что тот другой обязан больше, нежели мы. Возможно, где-то в этом смысле размышлял и Каин. Если человек ропщет на свою жизнь, если он не способен благодарить за то, что у него есть, он всегда будет смотреть на чужой огород с завистью, и он всегда будет давать неправильную оценку событиям, а значит провоцировать неправильные поступки в своей жизни. И когда человеку кажется, что тот другой должен больше, а я могу сделать меньше, то это неправильный выбор, ты не в те глаза посмотрел, ты должен смотреть в глаза Божьи. Если у тебя все правильно, честно и искренно, ты не будешь опускать свой взгляд в пол. А, бывает, люди сегодня пренебрегают смотреть в глаза Божьи. Мы начинаем сравнивать себя с другими и выбирать кто имеет возможности, а кто нет, кто более успешен или богат, и кому нужно жертвовать и сколько, а кому можно и обойтись без пожертвований.
Наша жертва – оценивается . Представьте, вот вы ехали сюда, потратились на билет, потратили время, оставили домашние дела, а в тот момент, когда пришло время проявить добродетель, положить пожертвование, поучаствовать, вдруг скупость какая-то пришла, внутренний голос заговорил – «послушай, здесь есть люди более успешные, более богатые, более свободные, сильные, молодые, опытные, пусть они это все это делают». Это голос Каина внутри, который смотрит на жертву Авеля и он не доволен, и он старается как-то свою позицию оправдать. Поэтому бывают жертвы наши несовершенны, потому что такое отношение формируется, такой взгляд. Это касается и наших финансовых возможностей, и нашего времени, и нашего отношения к делу. Посмотрите, человек, который вроде бы огорчился, он хочет, чтобы его пожалели, чтобы его кто-то обнял, приласкал, чтобы ему что-то сказали доброе, вдохновенное, чтобы ему сказали, что он прав, что он огорчился. А Бог сказал: «Что ты сделал?» Если твоя позиция правая, то твое лицо будет поднято вверх, если твоя позиция права и совесть тебя не осуждается – ты будешь принимать с благодарностью то, что наследовал, и не будешь завидовать и смотреть по сторонам – как у кого случилось в отношениях с Господом. Если твоя позиция пред Богом чиста, то ты будешь получать благословения в твою жизнь. У Каина не случилось так – он и огорчился, в своем огорчении он решил устранить проблему. Он подумал, что лучше так – пойду я его убью, и Бог согласится с тем, что я ему принес. Что делает Каин сегодня? Он старается убить Авеля, старается убить того, кому благоволит Господь, чтобы поставить Бога перед фактом: «У Тебя некого благословлять, кроме меня». Он убил. Земля приняла кровь, земля отдала проклятье. Что ты сделал? Проклятье от земли придет на тебя, потому что земля приняла эту кровь. Процесс происходит автоматически, Богу не надо потом говорить: «проклят ты». Потому что проклятье уже он принял. Он отдал кровь за проклятье, убив невинного.
Представляете, сколько сегодня подобных событий происходит в наших взаимоотношениях? Когда мы "убиваем" братьев или сестер. Брат или сестра – это люди связанные родством, кровными узами и т.д. Но бывает, что мы их "убиваем" в своем сердце. Когда? Когда пренебрегаем ими, злимся, обижаемся или завидуем. Мы перестаем ценить это родство. Мы говорим: «ты мне не брат», или делаем такие поступки, которые не делают ближнему своему. Тогда мы "убиваем" в себе вот это чувство братства, и он перестает быть нам братом. Его начинает что-то поглощать, может быть грех, мир – а мир воздает нам свою плату, мы терпим какие-то проблемы, какое-то проклятье приходит в нашу жизнь. А причины? Что заставляет нас так поступать с братом? Просто потому, что не позаботились дать адекватную оценку своим поступкам, поспешили с выводами, огорчились и в своем огорчении пришли не к Богу, а пошли и сделали что-то нехорошее. Почему Бог говорит, что когда ты пришел к жертвеннику с жертвой, пойди прежде к брату… Каин, иди к Авелю! Потому что Бог знает, чем все закончится – любое огорчение закончится трагедией. Поэтому Он говорит –« иди и мирись… твоя жертва никогда не сможет вызвать у Меня благоволение, потому что ты через некоторое время станешь человекоубийцей». Как? Я никогда не стану! «Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца». Не обязательно делать это каким-то оружием, это можно сделать, просто построив какие-то неправильные отношения, и затаив какую-то злобу, ненависть на твоего брата или сестру, на ближнего твоего. Бог знает, чем это может все закончиться, Он не хочет, чтобы кто-то из нас погиб, и Он дает простой совет – оставь свой дар - иди примирись - потом придешь, принесешь.
Бог так борется за нас, а вот эта наша вульгарность и отношение ко всему, что Божье, не понятое и не принятое, оно совершенно нас с другой стороны показывает. Мы говорим, что мы Божьи дети, а поступаем как богопротивники. И получается, что мы не поняли Бога, а потом удивляемся, почему в нашу жизнь приходит то, чего мы не ожидали, а почему никак в нашей жизни не настроится все на правильный лад. А потому что нет мелочей у Бога, и варианты «и так сойдет» не проходят. А значит надо вернуться и поправить! И тогда Бог будет благоволить к твоей жертве, Он примет ее с удовольствием, Он пошлет благословение в твою жизнь. Потому что Он рад благословлять и миловать. А мы как люди, мы не понимаем, мы все еще ведем себя порой неадекватно.
Еще одно место в Библии, для того, чтобы нам лучше понимать, какая наша жертва вызовет Божье благоволение. Однажды Иисус был со своими учениками в храме. Там был спор – фарисеи и книжники, которые были почетны и уважаемы в этом храме, в очередной раз затеяли спор о том, какой Он там силой действует, о том, кто Ему дал какую-то власть, какие-то права. Он им пытался объяснить их скудное положение пред Богом. Потому что пред людьми они занимали высокие посты, а в глазах Божьих – это были предатели. И споры обычно заканчивались тем, что эти люди огорчались, получали от Него какое-то обличение, а Иисус делал Свое дело. Бог пришел поговорить с народом. И вот после одной из таких встреч, Он проходил через двор женщин. Во дворе женщин в храме Иудейском стояло 13 ящиков, в них собирались пожертвования. Это были целевые ящики, то есть на различные нужды и цели. И проходя мимо, Он остановился.
От Марка 12:41 – «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». Люди жертвуют, у людей есть такая возможность, одни жертвуют от своего избытка, другие от недостатка, у каждого есть цена этой волюты. Как Бог отвечает? Он говорит – «Я благоволю к этой женщине», говорит ученикам – «посмотрите, на кого Я презрю, Я презрю на эту женщину, и вам ее поставлю в пример. Богатые клали много. Представьте, если бы эта женщина поступила, как мы порой хотим поступить – она могла бы посмотреть по сторонам и, дав оценку ситуации, сказать: «чем я могу послужить Богу? Ну что изменят эти мои две лепты?» То есть придти и посчитать, посмотреть, кто что дает и сказать себе – а что вообще может изменить моя жертва? Вообще ничего не изменит. Это неправильные мыли, потому что цену нашим жертвам даем не мы, а Господь. Эта жертва, которую принесла женщина, была способна вызвать благоволение у Господа. Причем она не пришла с тем умыслом, чтобы эта жертва была походом за гордыней, она не уничижила тех людей, которые там, она не посчитала себя более ущербной, она вообще не смотрела на людей, она пришла отдать Богу свое сердце. А Бог посмотрел и сказал: «она больше всех положила, потому что мне не надо никакие сокровища земли, мне не нужны эти богатства, мне нужно просто твое сердечное отношение. Бог оценивает не по тому, кто сколько положил, а по тому, у кого сколько осталось. У женщины не осталось ничего, «ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».
Иногда у нас возникает мысль: «вот когда наше финансовое положение поправится, тогда мы будем принимать участие, или, если убрать деньги, - когда исправятся мои жизненные обстоятельства, тогда я буду чаще ездить в церковь – когда у меня машина будет - тогда я и буду, когда у меня работа получше будет – тогда я и буду, когда у меня будет здоровья много – тогда я и буду вообще рассматривать этот вариант». А из скудости ты своей что сделаешь? Тут бывает такое – «на тебе, Боже, что нам не гоже», то есть то, что уже не влияет на наше благосостояние, на наш комфорт – вот это я готов отдать. Знаете, что это? Это мерзость пред Богом. Он говорит – лучше не давай, не делай себе хуже. Лучше пойди и подумай, и пообщайся с Богом, потому что Он оценит не то, что ты дал, а что ты оставил.
На одной конференции брата одного попросили призвать людей к пожертвованию. Брат сам такой хороший, в возрасте, громогласный старик, мощный. Вот он вышел и говорит: «Братья, сестры, я же знаю, что вы хотите принести лучшую жертву». Все: «да, да, да». Он говорит: «Я уточняю, вы хотите лучшую жертву принести? – да, да, да – ну хорошо, давайте мы засунем руки в наши кошельки и карманы, возьмем что-то оттуда и подымем вверх». Все сразу по карманам, сумкам, кошелькам, подняли вверх. Брат говорит: «Давайте молиться – Господи, мы хотим принести тебе лучшую жертву. То, что мы держим в кулаках – это остается нам… а то, что осталось у нас в карманах и кошельках – это мы хотим отдать тебе». Это лучшая жертва, потому что Бог оценивает не по тому, что ты дал, а что ты оставил. Иногда уместно взять и поменять местами, чтобы принести лучшую жертву.
Сегодня мы видим, что эта женщина оказалась богаче остальных, и то, что она делала – это произвело на Бога впечатление. Он дал ее в пример, говорит: «все от избытка, а она от скудости, и она сделала больше, нежели вы». Бог не освобождает никого от обязанности иметь с Ним отношения, Он не презирает никого, Он не считает это нищим подаянием. Иногда мы так считаем. Он даст оценку. Если ты это достойно оцениваешь, если хочешь отдать это Господу – Бог благословит. А если нет, тогда что? Непринятая жертва вызывает проклятье. Поэтому Бог говорит – лучше не неси такую. Лучше подумай, помолись, если для тебя это сложно определить, помолись, может это жадность или скупость, может быть от этого надо освободиться.
1-е Иоанна 3:10 - Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?
Очень просто проверяется все – по нашему отношению к нашему ближнему. Здесь даже не обязательно считать, сколько там пожертвований, здесь обязательно надо проверить свое сердце – какое у тебя отношение в ближнему?
Мы можем только благодарить Бога, что у нас нет сегодня нищенствующих, среди членов церкви. Никто к нам не приходит голодный, никто не приходит без одежды, у всех что-то есть и достаточно есть, чтобы славить Бога.
Но есть определенные моменты в жизни некоторых из присутствующих, может и из отсутствующих, которые не известны всем, они известны, может быть некоторым, а почему не известны другим? Иногда потому, что это чужие нужды и проблемы, они не вызывают ничего в нашем сердце - ни внимания, ни сострадания. А бывает чья-то проблема, вызывает в сердце не то, что нужно - брезгливость, надменность.
Знаете, сколько неправильных отношений можно увидеть в церкви, когда некоторые люди, обладающие какими-то средствами, начинают уничижать тех, кто ничего не имеет. Он говорят: «вы прокляты, а мы благословенны». Когда они ходят где-то чем-то там зарабатывают, сомнительными какими-то способами по принципу "обмани ближнего своего". И ходят, в первых рядах садятся в церкви, они важными себя признают, они содержат церковь, они жертвуют большие средства. Но они оказываются неспособными даже увидеть кого-то в нужде. А когда видят – они не спешат ему помочь, они спешат его унизить, сказать: «о, что-то, значит с тобой не так». И вместо того, чтобы поднять и помочь – они еще надмеваются над ними и говорят о проклятии в их жизни. Это не церковь Христова, это какой-то балаган разбойников, у которых первые места занимают богатые, и те богатые надмеваются и уничижают тех, у кого не так много как у них.
Написано в Слове Божьем: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною!».
Несмотря на все сложности этой темы, Библия все же имеет множество свидетельств неподдельной жертвенности, истинной любви, милосердия, сострадания, верности. Нам лишь стоит продолжить это свидетельство в своей жизни. Любовь не в словах, она в поступках. И можем продолжить эту великую фразу Иоанна 3:16, но измеряя нашу любовь к Богу "ибо так возлюбил я Бога что...." внеся свою искреннюю лепту.